Опера


Опера

О́ПЕРА — термин, используемый в европ. муз. традиции для обозначения сценич. муз. представлений (с 1639 употребляется в Италии, с 70-х гг. 17 в. во Франции и Англии, с нач. 18 в. в Германии и России). Утверждению термина "О." предшествовали иные обозначения: "драма (трагедия) с музыкой", "мелодрама", "театральное празднество". Комическая О. нач. 18 в. именовалась обычно commedia in musica, позднее "веселая драма". Родственными О. явлениями служат зингшпиль, лидершпиль (нем. Singspiel, Liederspiel — "игра с пением"), мелодрама, водевиль, оперетта, где существенна, однако, роль разговорного, диалогич. начала, в то время как в собств. О. развитие интриги, характеров подчинено законам муз. драматургии.

В зависимости от отношения музыки к драматич. тексту различают два основных типа О.: О. со сквозной муз. композицией, где весь текст вокализируется, и О. с разговорными диалогами, где часть текста говорится (иногда мелодекламируется). Нац. жанровыми разновидностями О. первого типа в Италии является dramma per musica в 17 в., О.-сериа и О.-буффа в 18 в.; во Франции — "лирическая трагедия" в 17—18 вв.; "большая парижская О." и лирическая О. в 19 в.; в Германии — романтическая О. (в творчестве К. М. Вебера) и вагнеровская муз. драма. Жанровыми разновидностями О. второго типа во Франции была комическая О., в Австрии и Германии — бытовые и сказочные зингшпили и лидершпили, в Испании — тонадилья и сарсуэла, в России — водевиль.

Историч. корни О. — в народных, придворных, культовых литургич. представлениях, соединявших в себе танец, пение, инструментальную музыку ("Игра о Робэне и Марион" французского трувера А. де ля Галля, 13 в.), флорентийские карнавалы 14—15 вв., ренессансные "интермедии", русские "школьные драмы" и раешные представления, сакральные действа ("Пещное действо").

Собственно история О. начинается художеств. опытами участников флорентийской камераты, возглавляемой Дж. Барди, где была предпринята, в духе гуманистич. устремлений той эпохи, попытка воссоздать принципы древнегреч. трагедии. Однако на практике первые опыты ("Дафна" О. Ринуччини и Дж. Пери, премьера в 1595 или 1597; "Эвридика" Дж. Каччини, 1600) оказались вовсе не реконструкцией античных образцов, а совершенно новым жанром, отразившим духовные искания своего времени. Подобную функцию "зеркала" обществ. жизни той или иной нации, той или иной эпохи О. сохранит и впоследствии, во все периоды своего существования.

В экспериментах флорентийской камераты запечатлелось и др. основополагающее качество О. — тесное сопряжение в ней музыки и драмы. Примат того или иного из этих элементов в истории О. определяется творч. методом как отдельных мастеров (ср. радикально противоположные воззрения на этот счет В. А. Моцарта и К. В. Глюка), так и традициями целых нац. школ (ср. стремление рус. композиторов 19 в. к правдивости, реализму высказывания в муз. драме в противовес "ушеугодию" итальянской О.).

О. — синтетич. вид иск-ва. Она объединяет в себе эл-ты архитектуры (здания оперных театров принадлежат к наиболее изысканным и роскошным строениям), живописи и декоративного иск-ва (история оперной сценографии насчитывает сотни имен выдающихся художников; например, в эпоху рус. "Серебряного века" это были А. Н. Бенуа, К. А. Коровин, А. Я. Головин, Н. К. Рерих, Л. С. Бакст и др.), лит-ры (история оперных либретто связана с выдающимися именами П. Метастазио, Р. да Кальцабиджи, Л. да Понте, А. Бойто, М. И. Чайковского и др.), танцевального иск-ва (его влияние было поначалу особ. сильным во франц. муз. театре, начиная с опытов Ж. Б. Люлли и Ж. Б. Мольера, создавших комедию-балет в 60-е гг. 17 в.; в 19 в. балетные сцены становятся неотъемлемой частью практич. любого оперного спектакля), иск-ва театральной режиссуры (в самостоят. сферу деятельности оперная режиссура выделяется сравнит. поздно, примерно в 10—20-е гг. 20 в., позднее достигая своего расцвета в творчестве Г. Крэга, В. Э. Мейерхольда, К. С. Станиславского, В. Фельзенштейна, Р. Бергхаус, П. Шеро, Г. Купфера, Б. А. Покровского, И. Херца и др.), иск-ва певца-актера, включая сюда иск-во костюма и грима (одним из вершинных образцов их можно назвать творчество Ф. И. Шаляпина).

Однако, при всей многоликости элементов оперного иск-ва, его основой всегда служит музыка — партитура, созданная композитором. Главная сила воздействия О. на слушателя традиционно связана, с одной стороны, с искусством bel canto, теплотой, интенсивностью и искренностью звучания человеческого голоса, с яркой, лирической, запоминающейся вокальной мелодией, с арией, являющейся характерологическим портретом персонажа; с др. стороны, с не менее характерной речитацией на точных интервалах, выражающей все интонационное богатство оттенков живой человеческой речи — от бытового говора до риторики больших страстей.

По типу драматургич. строения различают О.: 1) номерной структуры, в к-рых (в итальянской О. 18 в.) арии разл. характера, а также дуэты, др. ансамбли, хоры, перемежавшиеся "сухим" либо аккомпанированным речитативом, служили воплощением теории "аффектов"; 2) сквозного развертывания, представленные в творчестве Р. Вагнера, Н. А. Римского-Корсакова.

История рус. О. отмечена яркой самобытностью стиля, своеобразием сюжетики и муз. языка. В посл. четв. 18 в., в период возникновения рус. О., преобладает жанр реалистич. О.-комедии на тексты выдающихся литераторов Я. Б. Княжнина, А. А. Аблесимова, И. А. Крылова. Первым значительным образцом народно-бытовой комич. О. явился "Мельник — колдун, обманщик и сват" (1779) М. М. Соколовского. Своего расцвета О. доглинкинского периода достигает в творчестве В. А. Пашкевича ("Санкт-Петербургский гостиный двор", 1782 и др.), Е. И. Фомина ("Ямщики на подставе", 1787; "Орфей", 1792 и др.), Д. С. Бортнянского ("Сокол", 1786 и др.), А. Н. Верстовского ("Аскольдова могила", 1835 и др.).

Классич. период развития рус. О. начинается с появлением шедевров М. И. Глинки "Жизнь за Царя" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842), в к-рых представлены основные жанрово-стилевые типы, определившие впоследствии самобытные поиски А. Н. Серова, композиторов "Могучей кучки", П. И. Чайковского и, в конечном счете, композиторов 20 в.

Панорама жанров послеглинкинского периода развития рус. О. исключит. многообразна. Здесь народная муз. драма ("Вражья сила" Серова, 1871; "Борис Годунов" и "Хованщина" М. П. Мусоргского, 1872 и 1880; "Псковитянка" Римского-Корсакова, 1873); лиро-эпическая О. ("Князь Игорь" А. П. Бородина, премьера 1890; "Война и мир" С. С. Прокофьева, премьера 1-й ч., 1946); лирико-драматическая О. ("Русалка" А. С. Даргомыжского, 1855; "Пиковая дама" Чайковского, 1890; "Алеко" С. В. Рахманинова, 1892; "Катерина Измайлова" Д. Д. Шостаковича, 1-я ред. 1932; "Повесть о настоящем человеке" С. С. Прокофьева, 1948); лирическая О. ("Евгений Онегин" и "Иоланта" Чайковского, 1878 и 1891; "Майская ночь" и "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова, 1879 и 1895); О.-сказка ("Снегурочка", "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане", "Кащей Бессмертный" Римского-Корсакова, 1882, 1907, 1900 и 1902; "Соловей" И. Ф. Стравинского, 1914); О.-былина ("Садко" Римского-Корсакова, 1898); О.-легенда ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова, 1903); О.-трагедия ("Орестея" С. И. Танеева, 1895). Особую линию развития оперного жанра, связанную с речитативно-декламационным характером оперной мелодики, открывает своим "Каменным гостем" (1869) А. С. Даргомыжский, предвосхитивший появление австро-немецкого Sprechgesang’a 20 в.

Жанр комич. О. в России продолжили произведения Мусоргского на гоголевские сюжеты ("Женитьба", неоконч., 1868, "Сорочинская ярмарка", неоконч., премьера 1911), "Мавра" И. Ф. Стравинского (1922), "Дуэнья" (1940) и "Любовь к трем апельсинам" (1919) Прокофьева, "Нос" (1928) Шостаковича, "Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (1971) Г. И. Банщикова и др. Иная ветвь развития жанра комич. О. приводит к водевилю, оперетте и мюзиклу.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "Опера" в других словарях:

  • опера — опера, ы …   Русский орфографический словарь

  • опера — См. зрелище, песнь из другой оперы... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. опера зрелище, песнь; зингшпиль, пастиччо, рок опера Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ОПЕРА — (ит., от лат. opus труд). Драматическое представление, текст которого поется с аккомпанементом инструментальной музыки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОПЕРА драматическое произведение, действующие… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ОПЕРА — (итал. opera букв. сочинение), музыкально театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Опера — (итальянское opera, буквально сочинение), вид музыкально театрального искусства; произведение, основанное на синтезе музыки, слова и сценического действия. Возникла в Италии на рубеже 16 17 вв. (смотри Флорентийская камерата). Состоит из… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ОПЕРА — ОПЕРА, оперы, жен. (итал. opera от лат. мн. opera творения). 1. Музыкально вокальное произведение в драматической форме; драматическое произведение, в котором речи действующих лиц поются с сопровождением оркестра. Лирическая опера. Комическая… …   Толковый словарь Ушакова

  • ОПЕРА — все равно что супруг с иноземным титулом: содержать его дорого, понять трудно, поэтому лезешь из кожи, чтобы не ударить лицом в грязь. Кливленд Амори Главная цель постановщика оперы устроить так, чтобы музыка никому не мешала. Видоизмененный… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Опера — (opera итал., Орег нем., opera франц.) художественно драматическая форма театральных представлений, в которойречь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическоедействие имеют преобладающее значение. Зародыш такой драматической… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ОПЕРА — ОПЕРА, ы, жен. 1. Музыкально драматическое произведение, в к ром действующие лица поют в сопровождении оркестра. Русская классическая о. Новая постановка оперы. 2. Представление такого произведения на сцене. Петь в опере. Солист оперы. Билет на… …   Толковый словарь Ожегова

  • ОПЕРА — жен., итал. музыкальное драматическое сочиненье, на данные слова, которые зовут либретто, текст. Оперные певцы. Оперист, сочинитель опер; оперистка, оперная певица. Оперетка ·умалит. подходит иногда ближе к водевилю. Толковый словарь Даля. В.И.… …   Толковый словарь Даля

  • Опера — (итал. opera, букв. – сочинение) – музыкально театральное произведение, сочетающее сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальную музыку, сценическое и декоративное искусства. Состоит из арий, речитативов, вокальных ансамблей, хоров,… …   Энциклопедия культурологии

Книги

  • Опера нищего. Полли, Джон Гей. Дилогия ОПЕРА НИЩЕГО и ПОЛЛИ - это взаимосвязанные единым сюжетом комедии; сюжет был навеян подлинными событиями, происшедшими в лондонской тюрьме. Раскрывая неразрывную связь между… Подробнее  Купить за 210 руб
  • Опера. Шантаж, Евгений Сухов. Череда загадочных убийств и исчезновений захлестнула Питер. За расследование взялись опытные опера Игорь Ливанов, Александр Персиков и откомандированный на стажировку в Северную столицу майор… Подробнее  Купить за 200 руб
  • Опера нищего. Полли, Джон Гей. Издание 1977 года. Сохранность хорошая. Дилогия "Опера нищего" и "Полли" - это взаимосвязные сюжетом комедии; сюжет был навеян подлинными событиями, происшедшими в лондонской тюрьме.… Подробнее  Купить за 140 руб
Другие книги по запросу «Опера» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.